Гений места: кафедральный собор Джо Понти в Таранто

В прошлом выпуске рубрики “Гений места” мы показывали лондонский Барбикан, а сегодня расскажем историю одного из удивительных творений Джо Понти — собора Gran Madre di Dio, который сейчас находится в запустении.

Ажурный, будто бы вырезанный из бумаги собор расположился на краю Европы, в небольшом итальянском городке Таранто. Город был основан в VIII веке до н. э. как спартанская колония, а вскоре превратился в один из крупнейших центров доримской Европы. К сожалению, современный Таранто потерял былое величие. Город сильно пострадал во время бомбежек Второй мировой войны. А сейчас из-за открытия в нем крупнейшего в Европе сталелитейного завода и вовсе приобрел незавидную репутацию одного из худших и загрязненных городов на земле.

В 1960-х годах население убедило местного архиепископа Гульельмо Мотолеса, что Таранто нуждается в новом кафедральном соборе, который будет дополнять небольшую базилику XI века в Старом городе. Выбор Джо Понти как архитектора мог показаться тогда слишком новаторским, но не стоит забывать, что Понти был глубоко верующим человеком и уже разработал к тому времени проекты нескольких церквей в Милане. Он был так воодушевлен этой возможностью, что почти три года — с 1964 года до начала строительства в 1967 году — разрабатывал, пожалуй, самый сложный и оригинальный план здания в своей карьере.

“Люблю архитектуру, древнюю и современную. Люблю ее фантастические и торжественные творения, ее изобретательность и абстрактность, ее аллюзии и формы, которые очаровывают наш дух и приводят в восторг наши мысли. Люблю архитектуру — сцену и поддержку нашей жизни”, — одно из высказываний архитектора, характеризующее его подход к работе. 

На концепцию дизайна Gran Madre di Dio Понти вдохновила морская среда. Вместо центральной башни он придумал идею “паруса”. Получилась своего рода колокольня без колоколов, построенная из двух бетонных стен на расстоянии всего метра, перфорированных вертикальными щелями и шестиугольными отверстиями. Сам Понти назвал это “дверью в небо”.

Ступенчатый подиум поднимает собор над площадью. Тройные бронзовые двери ведут в зал, освещенный крошечными шестиугольными окнами. За рядами скамей для прихожан крыша резко поднимается вверх, затопляя пространство алтаря и хора естественным светом из окна второго этажа. Готические арки здесь заменены треугольными навесами. Напольная плитка зеленого цвета символизирует океан. Зона хора окружена двумя часовенками с галереями сверху и тремя уровнями аркад, окрашенных в различные оттенки зеленого. Футуристический крылатый алтарь находится между двумя независимыми колоннами, которые венчают якори — еще одна морская аллюзия.

На архивных фотографиях собор можно увидеть стоящим на краю города в окружении полей и оливковых рощ. К сожалению, его “одиночество” длилось недолго. Рощи давно похоронены под блочными домами, которые окружают собор с трех сторон, а задняя часть выходит на заваленную мусором автостоянку. Хотя проект Понти предполагал наличие пышного сада вокруг и двери спроектированы так, чтобы “поддерживать” растения, эти планы ни к чему не привели. Интерьеры сохранились довольно хорошо, но фасад собора теперь изрисован граффити.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *